Материалы раздела представлены в переводе и по согласованию с Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр»
«Системы менеджмента качества для местного самоуправления» по IWA 4:2005
Одной их главных проблем, с какими сталкивается общество в настоящее время – это необходимость развития и поддержания доверия граждан к своим властям и их учреждениям, поэтому органы местного самоуправления призваны играть важную роль в создании устойчиво развивающихся общества. Это, в свою очередь, требует умелого управления ресурсами и процессами, доступными органам местного самоуправления.
Система менеджмента качества органа местного самоуправления состоит, в основном, из документально оформленной Политики, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и структуры, определяющей управление планированием, процессами деятельности, ресурсами, взаимоотношениями, а также оценку собственной деятельности.
Результативное применение системы позволит органам местного самоуправления гарантировать населению, что их потребности и ожидания полностью воспринимаются и что администрация способна последовательно и своевременно их удовлетворять.
Разработанная и внедренная система обеспечит устойчивое экономическое развитие на местном уровне, социальную справедливость и стабильность для населения.
Документ IWA 4 подготовлен с целью предоставления органам местного самоуправления во всем мире последовательного подхода к менеджменту качества Международное техническое соглашение IWA 4 (INTERNATIONAL WORKSHOP AGREEMENT 4) было одобрено на конференции, проводившейся в Веракузе, в Мексике, 22-23 Мая 2005. Конференция прошла при поддержке Organizacion de Servicios Interdisciplinarios (OSI) – неправительственной организации, специализирующейся на органах местного самоуправления.
Цель настоящего документа – предоставить органам местного самоуправления всеобъемлющее руководство по добровольному применению ГОСТ Р ИСО 9001:2000. Для того чтобы орган местного самоуправления рассматривался как заслуживающий доверия, он должен гарантировать минимальную надежность процессов, необходимых для последовательного и надежного предоставления услуг, необходимых гражданам, и должен работать как целостная система. Для достижения этих целей рекомендуется, чтобы орган местного самоуправления четко определил процессы управления, основные процессы, процессы повседневной деятельности и обеспечивающие процессы, которые по совокупности делают его надежным.
Типовые процессы в органах местного самоуправления:
- Анализ потребностей и ожиданий потребителей.
- Законодательный процесс.
- Процесс борьбы с коррупцией.
- Процесс территориальной организации.
- Процессы участия и связи с гражданами.
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами.
- Процессы бухгалтерского и финансового учета.
Процессы повседневной деятельности:
- Предоставление услуг населению.
- Содействие здравоохранению.
- Содействие качеству образования.
- Предоставление соответствующего жилья.
- Гражданская оборона.
- Общественная безопасность.
- Доступ к обеспечению правосудия.
- Стимулирование льгот на местном уровне.
- Развитие гражданского самосознания.
- Менеджмент окружающей средой.
Обеспечивающие процессы:
- Процесс обеспечения ресурсами.
- Добросовестное накопление экономических ресурсов.
- Организационное поведение.
- Управление инфраструктурой.
Полноценный успех будет достигнут в результате внедрения целостной системы, которая отвечает потребностям и ожиданиям всех заинтересованных сторон.
Основные проблемы, существующие в органах местного самоуправления:
- отсутствие во многих случаях четких, измеримых и понятных обществу целей деятельности;
- отсутствие стандартов на государственные и муниципальные услуги;
- отсутствие подробных регламентов и процедур деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие в большинстве случаев четких и ясных схем взаимодействия государственных и муниципальных служащих различных структур при осуществлении деятельности;
- отсутствие, либо недостаточность критериев оценки результативности или эффективности для государственных, муниципальных структур и государственных, муниципальных служащих;
- слабое использование новейших технологий управления, современных методов анализа и решения проблем, лучшего зарубежного опыта.
Эти и подобные проблемы можно решить с помощью внедрения системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и рекомендаций IWA 4, которая является всемирно признанным механизмом обеспечения качественного предоставления услуг, в том числе и муниципальных.
Положительным примером служит внедрение системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001:2000 в администрации города Шахты в 2006 году. Это позволило достигнуть следующих результатов:
- сократились сроки исполнения служебных документов в 2-3 раза;
- сократились сроки рассмотрения запросов граждан с 30 до 7-10 дней;
- разработан порядок ускоренного прохождения документов по принципу «Зелёный коридор»;
- повысилась исполнительская дисциплина и ответственность сотрудников администрации.
Руководство IWA 4 является более доступным для понимания истолкованием стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2000 лицам, вовлеченным в работу органов местного самоуправления. Знание руководства IWA 4 стимулирует и облегчит использование ГОСТ Р ИСО 9001:2000. Все рекомендации, приведенные в данном документе, носят общий характер и предназначены для применения во всех органах местного самоуправления, вне зависимости от их типа, размера или предоставляемых услуг. Пользователь вправе применять данное руководство, по мере необходимости исходя из целей в достижении максимальной эффективности деятельности.
|